Симптомы урологических заболеваний

Пиелонефрит

Симптоматика. Острый пиелонефрит.

Клиническая картина острого пиелонефрита определяется стадией заболевания, наличием или отсутствием осложнений и сочетанием общих признаков тяжелого инфекционного процесса и местных симптомов. Стадии пиелонефрита соответствуют морфологическим изменениям в почке.

Начальная стадия заболевания — серозный пиелонефрит, длительность которого варьирует от 6 до 36 ч. Дальнейшее прогрессирование заболевания характеризуется гнойными, деструктивными изменениями, которые могут иметь следующие формы: апостематозный пиелонефрит, карбункул почки, абсцесс почки, гнойный паранефрит. Апостематозный пиелонефрит характеризуется появлением мелких (1–2 мм) множественных гнойничков в корковом веществе почки и на ее поверхности. Карбункул почки развивается в корковом веществе вследствие слияния гнойничков при апосте-матозном пиелонефрите либо в результате попадания микробного эмбола в конечный артериальный сосуд почки, что проявляется сочетанием ишемического, некротического и гнойно-воспалительного процессов. Абсцесс почки является результатом гнойного расплавления паренхимы в очаге слияния апостем или карбункула почки. Сформировавшийся гнойник может опорожниться в околопочечную клетчатку в результате гнойного расплавления фиброзной капсулы почки с последующим развитием гнойного паранефрита и даже флегмоны забрюшинного пространства. Гнойные формы пиелонефрита особенно часто развиваются в результате обструкции верхних мочевых путей. Клиническая картина острого вторичного пиелонефрита отличается от таковой при первичном пиелонефрите большей выраженностью местных симптомов. При первичном (необструктивном) пиелонефрите на первое место выступают общие признаки инфекционного заболевания, а местные симптомы в начале болезни могут вообще отсутствовать, что нередко приводит к диагностическим ошибкам.

Симптомы болезни развиваются в течение нескольких часов или одних суток. У больного на фоне общей слабости и недомогания возникают потрясающий озноб с последующим повышением температуры тела до 39–40 °С, проливной пот, головная боль (преимущественно в лобной области), тошнота, нередко рвота. Появляется диффузная мышечная и суставная боль во всем теле, иногда — понос. Язык сухой, отмечается тахикардия. При вторичном (обструктивном) пиелонефрите развитию воспалительного процесса, как правило, предшествует почечная колика. Вслед за ней или на высоте почечной колики возникает потрясающий озноб, который сменяется сильным жаром и резким повышением температуры тела до 39–40 °С, что может сопровождаться головной болью, тошнотой, рвотой, болью в мышцах, костях и суставах. Вслед за подъемом температуры больной обильно потеет, температура начинает критически снижаться до нормальных или субнормальных цифр, что обычно сопровождается некоторым улучшением самочувствия и уменьшением боли в пояснице. Это мнимое улучшение состояния больного не должно расцениваться врачом как начинающееся излечение. Если не ликвидирован фактор обструкции верхних мочевых путей, спустя несколько часов вновь усиливается боль в поясничной области, температура тела повышается, повторяются потрясающие ознобы. При развитии гнойных форм пиелонефрита клиническая картина усугубляется. Боль в пояснице, бывшая приступообразной, становится постоянной и неиррадиирующей, сопровождается гектической лихорадкой и потрясающими ознобами. Отмечается напряжение мышц поясничной области и мышц передней брюшной стенки на стороне поражения. Пальпируется увеличенная болезненная почка. Вследствие бурно нарастающей интоксикации состояние больных быстро ухудшается. Возникает обезвоживание, что меняет облик пациента, появляются заостренные черты лица. Столь тяжелое состояние может сопровождаться эйфорией. Не всегда существует параллелизм между состоянием больного, выраженностью клинических симптомов и степенью гнойно-деструктивных изменений в почке. У ослабленных больных, пожилых людей клинические проявления заболевания могут быть весьма скудными или извращенными.

Пиелонефрит беременных

Во время беременности могут происходить функциональные изменения мочевой системы, которые проявляются в значительном расширении чашелоханочной системы и мочеточных каналов. Начинаются такие изменения в первом триместре и могут достичь абсолютного максимума на 28-30-й неделе и сохраняться в течение 12-15 недель после родов. В расширенной чашелоханочной системе вместо 4-5 мл мочевой жидкости может скапливаться около 150-200 мл и более. Мочевыводящие каналы в верхней части могут петлеобразно изгибаться и достигать в диаметре 250 мм. Эти изменения чаще всего выражаются на правой стороне тела, потому что матка в этот период беременности имеет тенденцию отклонения в правую сторону. Один из русских урологов А. П. Фрумкин определил, что женские мочевыводящие каналы во время беременности могут расти. Они становятся шире и длиннее. С 10-14-й недели беременности может снижаться мышечный тонус, сокращается активность мочевыводящих канаПиелонефрит неблагоприятно влияет на протекание беременности и состояние плода. Невынашивание плода при заболевании - около 30% за счет преждевременных родов. Перинатальная смертность может составлять 25-30%.лов.

Симптоматика. Хронический пиелонефрит.

Хронический пиелонефрит имеет тенденцию к волнообразному течению: периоды обострений чередуются с периодами ремиссии. Клиническая картина заболевания при этом зависит от активности и распространенности воспалительного процесса в почке. В фазе активного воспаления в почке клиническая картина аналогична проявлениям острого пиелонефрита. В фазе ремиссии проявления заболевания крайне неспецифичны. Больные могут предъявлять жалобы на головную боль, слабость, потерю аппетита, тошноту, утомляемость, периодически возникающее повышение температуры тела до субфебрильных цифр, иногда — дизурию, тупую боль в поясничной области, познабливание при нормальной температуре тела. В далеко зашедшей фазе заболевания, при формировании вторично-сморщенной почки, как правило, возникает артериальная гипертензия. При развитии ХПН больные отмечают жажду, частое обильное мочеиспускание и другие проявления этого состояния. Нужно отметить, что хронический пиелонефрит может привести к ХПН через 10–15 лет от начала заболевания.

Симптоматика. Пионефроз.

Симптоматика складывается из постоянной тупой ноющей боли в поясничной области, слабости, субфебрильной температуры тела, похудания. Некоторые пациенты отмечают выделение мутной мочи. Периодически возникают периоды обострения, когда усиливается боль, повышается температура тела, возникают ознобы. При этом исчезает помутнение мочи. Периоды обострений связаны с окклюзией мочеточника и нарушением оттока мочи и гноя из пораженной почки.

* - обязательные поля

* - обязательные поля