Симптомы урологических заболеваний

Мочекаменная болезнь

Наиболее характерным симптомом мочекаменной болезни является боль, но длительное время болезнь может ничем не проявляться. Боль может быть постоянной или периодической, тупой или острой. Локализация боли зависит от местонахождения камня и его размеров. Большие камни в почках малоподвижны и чаще вызывают тупые боли в поясничной области. Характерно усиление болей при движениях, езде с тряской, тяжелой физической нагрузке.

Характерные симптомы для небольших камней - приступообразные боли, что связано с их продвижением по мочеточнику и резким нарушением оттока мочи из почки в мочевой пузырь. При продвижении камня в нижние отделы мочеточника, боль начинает распространяться в паховую область, яичко, головку полового члена у мужчин или половые губы у женщин. Появляются учащенные позывы к мочеиспусканию, боль и рези во время мочеиспускания - также распространенные симптомы. Еще один распространенный симптом при мочекаменной болезни - повышение температуры. Температура при МКБ повышается в том случае, если камень полностью перекрывает отток мочи из почки и развивается острый пиелонефрит, или когда при МКБ обостряется хронический пиелонефрит. Также при МКБ часто возникают приступы почечных колик, которые сопровождаются еще и рвотой. Для обозначения сильных болей при мочекаменной болезни используется специальный термин – почечная колика. Почечная колика возникает внезапно после еды, обильного приема жидкости, алкоголя, тряски. Больные беспрерывно меняют положение, нередко стонут и даже кричат. Такое характерное поведение больного часто позволяет установить диагноз на расстоянии. Периодически стихая, боли продолжаются иногда несколько часов или даже дней.

Часто приступы почечной колики сочетаются с тошнотой, рвотой. Причиной является внезапное прекращение оттока мочи из почки, вызванное закрытием почечной лоханки или мочеточника камнем. Нарушение оттока мочи приводит к переполнению и перерастяжению полостной системы почки, что в свою очередь вызывает раздражение нервов почки и тем самым провоцирует приступообразные боли.

Камни мочевого пузыря. Симптоматика.

Клиническая картина разнообразна, однако нет ни одного симптома, который можно считать патогномоничным. Боль в проекции мочевого пузыря (надлобковая область) в состоянии покоя незначительная, однако усиливается при движении и мочеиспускании с иррадиацией в головку полового члена, яичко и промежность. Дизурия. Мочеиспускание учащается при ходьбе, при тряской езде, но остается нормальным в покое, поэтому для камня мочевого пузыря характерно учащение позывов на мочеиспускание в дневное время при отсутствии их ночью (при отсутствии клинических проявлений гиперплазии простаты). Во время мочеиспускания нередко наблюдается симптом прерывания (≪закладывания≫) струи мочи, который исчезает при перемене положения тела (при крупных камнях некоторые больные могут мочится только в положении лежа). При вклинивании камня в шейку мочевого пузыря или при его миграции в уретру наблюдается развитие острой задержки мочи. При крупных камнях возможно развитие также недержания мочи. Гематурия возникает в результате травмирования слизистой мочевого пузыря и развития воспалительного процесса. Ущемление камня в шейке мочевого пузыря иногда приводит к терминальной гематурии, а при наличии гиперплазии простаты (ввиду повреждения расширенных вен в области шейки мочевого пузыря) возможна тотальная макрогематурия.

Камни мочеиспускательного канала. Симптоматика.

Характерным симптомом попадания камня в уретру является закладывание струи — неожиданное прекращение тока мочи в процессе мочеиспускания. Кроме того, могут иметь место выделение капель мочи после мочеиспускания и боль в месте стояния конкремента, иррадиирующая в головку полового члена или в прямую кишку.

Подробнее о диагностике и лечении мочекаменной болезни.

* - обязательные поля

* - обязательные поля