Симптомы урологических заболеваний

Гиперплазия (доброкачественная гиперплазия, аденома) предстательной железы

У 80–90% мужчин гиперплазия простаты подвержена прогрессирующему росту и лишь у 10–20% гиперплазированная предстательная железа остается в стабильном состоянии.

Прогресс заболевания постепенно приводит к появлению симптомов. Их возникновение связано как с развитием патологического процесса, так и с присоединением различных осложнений. Одним из первых является возникновение инфравезикальной обструкции, то есть обструкции ниже мочевого пузыря. Разрастание гиперплазированной ткани простаты приводит к механическому сдавлению мочеиспускательного канала — механический компонент инфравезикальной обструкции. Кроме того, развитие гиперплазии способствует увеличению количества и функциональной активности α1А-адренорецепторов предстательной железы, шейки мочевого пузыря и простатического отдела уретры.

Стимуляция α1А-адренорецепторов лежит в основе стойкого спазма гладкой мускулатуры этих органов. Их сокращение лежит в основе динамического компонента инфравезикальной обструкции. Развитие инфравезикальной обструкции приводит к нарушению мочеиспускания. Гладкая мускулатура мочевого пузыря — детрузор — прилагает усилия, преодолевая инфравезикальную обструкцию. По мере прогрессирования обструкции требуются все большие усилия по ее преодолению. Для этого гладкомышечная стенка мочевого пузыря гипертрофируется. В гипертрофированном детрузоре начинают возникать расстройства кровообращения и, как следствие, ишемия. Постепенно усилий мочевого пузыря становится недостаточно, и сокращения детрузора начинают ослабевать. Он уже не в силах преодолевать препятствие, к которому привела гиперплазированная предстательная железа. В стенке мочевого пузыря прогрессирует склероз гладкомышечных структур. Начинает появляться остаточная моча, количество которой прогрессивно увеличивается. Остаточная моча представляет собой "стоячее болото", в котором легко возникает гнойно-воспалительный процесс. Кроме того, соли, находящиеся в застойной моче, начинают выпадать в осадок, образуя камни мочевого пузыря. Склеротические изменения стенки мочевого пузыря, снижение ее тонуса и ослабление сократительной активности приводят к декомпенсации клапанного замыкательного механизма мочеточниковых устьев. В результате может возникать пузырно-мочеточниковый рефлюкс и заброс гнойной мочи из мочевого пузыря в верхние мочевые пути.

Прогрессирование нарушений уродинамики лежит в основе декомпенсации верхних мочевых путей и присоединении восходящей инфекции — гнойно-воспалительного процесса в почках (пиелонефрит) и мочевых путях. Все это может приводить к повреждению структур почечной паренхимы и вызывать развитие ХПН. Кроме того, практически на любом этапе заболевания может возникнуть острая задержка мочеиспускания, состояния, при котором мочевой пузырь переполнен: больной испытывает острое желание опорожнить мочевой пузырь, однако не может этого сделать. Это экстренная ситуация, которая требует неотложных действий, направленных на опорожнение мочевого пузыря, — катетеризации, пункции или выполнения цистостомии. Таким образом, в большинстве случаев гиперплазия предстательной железы постоянно прогрессирующее и отнюдь не безобидное заболевание, которое может приводить к развитию тяжелых осложнений и даже смерти пациента.

Своевременная диагностика и оказание адекватного лечения позволяют предотвратить их возникновение.

Согласен на обработку персональных данных
Ставя отметку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом №152-Ф3 «О персональных данных» от 27.07.2006 и принимаю условия Политики конфиденциальности
Подтвердите согласие на обработку персональных данных!

* - Поля, обязательные для заполнения

Согласен на обработку персональных данных
Подтвердите согласие на обработку персональных данных!

* - Поля, обязательные для заполнения