Симптомы урологических заболеваний

Опухоли почек и верхних мочевых путей

Опухоль паренхимы почки

Симптоматика. Выявляемые в последнее время опухоли паренхимы почки у 35–70% больных бессимптомны. Эти опухоли стали обнаруживать при профилактических УЗИ с частотой 0,4–0,95% обследованных. Симптомы рака почки чрезвычайно многообразны и разделяются на ренальные и экстраренальные. Ренальные симптомы включают классическую триаду: гематурия, боль и пальпируемое образование в подреберье. Эта триада не позволяет установить диагноз своевременно, так как она характерна для далеко зашедшего опухолевого процесса и наблюдается лишь у 8% больных. Сочетание двух из этих симптомов, а именно боли и гематурии, встречается также при нефролитиазе. При этом дифференциально-диагностическим признаком является последовательность появления этих симптомов: при мочекаменной болезни сначала появляется почечная колика и лишь после ее купирования или стихания определяется наличие крови в моче, а при опухоли почки колика возникает после тотальной безболевой макрогематурии вследствие обтурации мочеточника сгустком крови. Все же необходимо отметить, что боль при опухоли почки обычно имеет ноющий характер. Эпизод тотальной безболевой макрогематурии может внезапно возникнуть среди полного здоровья и также неожиданно прекратиться. Причиной гематурии является разрыв варикозно расширенных вен форникальной зоны. Как уже отмечалось, в моче нередко появляются сгустки крови, которые являются слепком мочеточника и имеют червеобразную форму. При появлении крови в моче необходимо проведение цистоскопии для определения источника кровотечения. При цистоскопии можно выявить опухоль и другие заболевания мочевого пузыря или поступление мочи, окрашенной кровью, из устья мочеточника, что направит диагностику в определенном направлении. Несмотря на то что пальпируемое образование в подреберье зачастую трактуется как проявление запущенности, оно может явиться и первым симптомом заболевания. Далеко не всегда при пальпации живота и поясничной области можно определить признаки, характерные для опухоли почки: плотность, бугристость. Доступность пальпации неизмененной нижней половины почки может быть обусловлена смещением почки книзу в случае локализации новообразования в верхнем ее сегменте. При этом ошибкой будет отказ от поиска опухоли почки, связанный с тем, что врач на основании пальпации диагностирует нефроптоз. Экстраренальные симптомы: гипертермия, артериальная гипертензия, ускорение СОЭ, анемия (токсическое угнетение красного ростка костного мозга), эритроцитоз (повышение выработки эритропоэтина), симптоматическое варикоцеле (опухолевый тромбоз почечной или нижней полой вены, сдавление яичковой вены опухолью или лимфатическими узлами), неметастатическое нарушение функции печени (синдром Штауффера), гиперкальциемия.

Появилось мнение, что рак почки небольшого размера метастазирует очень редко. Вместе с тем у 5% больных первые проявления заболевания бывают обусловлены метастазами в отдаленных органах (кашель, кровохарканье при метастазах в легких; упорная головная боль при метастазах в головном мозге; часто рецидивирующие или постоянные радикулиты, межреберные невралгии при метастазах в костях и т.д.). Установить первоисточник опухоли в таких ситуациях бывает чрезвычайно трудно, тем более что новообразование в почке может оказаться очень небольшого размера.

Опухоль верхних мочевых путей

Симптоматика. Бессимптомное течение в 10–25% наблюдений. У большинства пациентов (70–90% наблюдений) впервые возникает тотальная гематурия, зачастую (30–40%) сопровождающаяся болью в поясничной области из-за обтурации мочеточника червеобразным (слепок мочеточника) сгустком крови. У 10% пациентов имеется классическая триада опухоли паренхимы почки — боль, гематурия и пальпируемое образование, что указывает на распространенность процесса и плохой прогноз заболевания. Также о распространенном характере заболевания говорят потеря массы тела, общая слабость, отсутствие аппетита.

Согласен на обработку персональных данных
Ставя отметку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом №152-Ф3 «О персональных данных» от 27.07.2006 и принимаю условия Политики конфиденциальности
Подтвердите согласие на обработку персональных данных!

* - Поля, обязательные для заполнения

Согласен на обработку персональных данных
Подтвердите согласие на обработку персональных данных!

* - Поля, обязательные для заполнения