Туберкулез органов мочевой системы

Клиническая картина нефротуберкулеза в большинстве случаев не является строго патогномоничной, и заболевание длительное время себя не проявляет или протекает под маской неспецифических воспалительных либо опухолевых процессов. Среди симптомов туберкулеза органов мочевой системы различают общие и местные. Общие симптомы туберкулезной инфекции, такие как лихорадка, потеря веса и анорексия, встречаются при нефротуберкулезе нечасто или на фоне характерного для жителей современного мегаполиса синдрома хронической усталости, им длительное время не уделяют должного внимания. Местные симптомы нефротуберкулеза на ранних стадиях редко заставляют больного обращаться за специализированной медицинской помощью.

До 20% больных впервые выявленным туберкулезом органов мочевой системы не предъявляют каких-либо жалоб. При прогрессировании деструктивных изменений клиника заболевания становится более выраженной, появляются жалобы, заставляющие пациента обратиться к урологу. Наиболее часто больные предъявляют жалобы на явления дизурического характера (18,2–80%): поллакиурию, странгурию, императивные позывы к мочеиспусканию, обусловленные поражением мочевого пузыря. Дизурия подчас носит невыносимый характер, частота мочеиспусканий может достигать 30–40 раз в сутки. Тупая боль в поясничной области (22,7–60%) чаще обусловлена формированием каверн или хроническим нарушением внутрипочечной уродинамики на фоне склеротических изменений в почке, приводящих к ≪выключению≫ отдельных чашечек, или уретеритом, приводящим к развитию уретерогидронефроза. Симптомы почечной недостаточности (33%) — сухость во рту, отеки, снижение диуреза — как правило, свидетельствуют о далеко зашедшем деструктивном процессе и носят неблагоприятный прогностический характер. В ряде случаев (до 9,1%) туберкулез органов мочевой системы манифестирует почечной коликой. Это случается при остро развивающейся отечной фазе уретерита или обструкции верхних мочевыводящих путей казеозными массами. У 3,75–8% больных имеет место макрогематурия. Она может носить как тотальный, безболевой характер со сгустками или без них — при эрозии сосуда или изъязвлении почечного сосочка, так и терминальный характер и сопровождаться странгурией — при туберкулезном поражении мочевого пузыря. При разрушении сосуда в случае развития туберкулезной язвы мочевого пузыря интенсивность макрогематурии может быть настолько велика, что развивается гемотампонада мочевого пузыря.

По будням Вы можете попасть на прием к урологу в день обращения

Акопян Гагик Нерсесович – доктор медицинских наук, онколог, уролог в Москве

Акопян Гагик Нерсесович – профессор, доктор медицинских наук, онколог, уролог в Москве

Прием ведет врач высшей категории, уролог, онколог, доктор медицинских наук, профессор. Автор более 100 научных работ.

Онкоурологический стаж – более 15 лет. Помогает мужчинам и женщинам решать урологические и онкоурологические проблемы.

Проводит диагностику, лечение и сложные операции при таких диагнозах, как:

• опухоли почек и верхних мочевых путей;
  • рак предстательной железы и мочевого пузыря;
  • мочекаменная болезнь;
  • аденома простаты;
  • гидронефроз, стриктура мочеточника и др.

На консультации уролог подробно ответит на все интересующие вас вопросы

Если не дают покоя затрудненное или учащенное мочеиспускание, боль в поясничной области, кровь в моче, а также другие симптомы (а также диагностика и методы лечения: смотрите в этом разделе), обратитесь за помощью к врачу урологу.

Прием включает:

• знакомство врача с историей болезни пациента;
  • осмотр;
  • постановку предварительного диагноза, назначение анализов и необходимых процедур.

* Если вы планируете обследоваться сразу после встречи с врачом, отправляйтесь в клинику с наполненным мочевым пузырем.

Не оттягивайте посещение клиники – приходите на консультацию уролога в Государственный центр урологии в Москве - клинику урологии имени Р. М. Фронштейна Первого Московского Государственного Медицинского Университета имени И.М. Сеченова. Доверьте свое здоровье грамотному специалисту!

Чтобы встреча с врачом прошла максимально эффективно, подготовьтесь к первичной консультации

1. Возьмите с собой больничные выписки; результаты всех обследований, которые Вы проходили в последние 2–3 года (включая рентгены и томографии); заключения специалистов.
  2. Из обязательных документов нужно принести паспорт, полис.

Записаться на прием к урологу в Москве можно несколькими способами:

• звоните по тел. +7 (499) 409-12-45 или +7 (926) 242-12-12 в любой день недели с 8:00 до 20:00;
  • или заполните форму на сайте.

В будний день мы сможем назначить вам консультацию уже через несколько часов после обращения.