При каких заболеваниях бывает протеинурия и чем она опасна

26 июля 2021

Если при анализе в моче обнаруживают повышенную концентрацию белка — ставят диагноз «протеинурия». Список возможных причин очень широк: от обычной простуды и сильного стресса до онкологических процессов и тяжелых заболеваний почек. В любом случае протеинурия — это не отдельная болезнь, а признак других проблем в организме. Хотя есть и физиологические причины повышения белка, не требующие никакой коррекции.

Почему в моче появляется белок

Как было сказано выше, причины протеинурии очень многочисленны. В зависимости от этого выделяются:

• Физиологическая протеинурия. Это небольшое количество белка в моче — не выше 150 мг, которое допустимо для здоровых людей.
  • Патологическая протеинурия. Вызвана заболеваниями сердца, почек, эндокринными расстройствами, тяжелыми травмами, ожогами, сепсисом.

Случаи физиологической (функциональной) протеинурии:

• У новорожденных протеинурия вызвана тем, что еще не до конца развит почечный фильтр.
  • У 12-40% дошкольников и школьников наблюдается ортостатическая протеинурия, провоцируемая длительным стоянием и ходьбой (в горизонтальном положении уровень выделяемого белка нормализуется).
  • Уровень белка повышается после тяжелой физической нагрузки: работы, интенсивной тренировки, игровых видов спорта, длительных походов.
  • Другой причиной выступает употребление большого количества белковой пищи (алиментарная протеинурия).
  • Учеными доказано возникновение протеинурии на фоне экзаменов.
  • При повышенной температуре тела тоже может повышаться белок (уровень падает, когда лихорадка исчезает).

Патологические причины протеинурии

Все патологические виды протеинурии по происхождению делятся на 3 вида:

• преренальные («перегрузочные»), при которых процесс белкового обмена нарушается до почек;
  • ренальные (причина именно в почках);
  • постренальные (причина лежит в органах после почек).

Преренальной

При преренальной протеинурии повышен уровень низкомолекулярных белков, из-за чего происходит перегрузка почечного фильтра. Их концентрацию увеличивают следующие заболевания:

• онкологические заболевания крови;
  • сердечная недостаточность (из-за застоя крови в почечных сосудах);
  • множественная миелома;
  • макроглобулинемия Вальденстрема;
  • миодистрофии;
  • рабдомиолиз (разрушение мышц).

Ренальной

Самый частый тип протеинурии — ренальная. Ее вызывают заболевания почек. В зависимости от того, что нарушено в работе органов, выделяют:

• Клубочковую протеинурию. Еще называется гломерулярной, поскольку поражается гломерулярный аппарат почек. Причинами выступают артериальная гипертензия (высокое давление), нефропатия у беременных или на фоне сахарного диабета, гломерулонефрит.
  • Канальцевую протеинурию. В канальцах почек нарушается нормальное обратное всасывание белков. Это может быть вызвано приемом препаратов, вредных для почек, отравлением тяжелыми металлами, нефритом, поликистозом почек;
  • Отторжением почечного импланта.
  • Смешанную протеинурию. Характерна для большинства заболеваний почек.

Постренальной

Симптомы протеинурии могут быть связаны с воспалительными или дегенеративными изменениями в мочевыводящих путях. Здесь к причинам повышенного белка относятся:

Симптомы протеинурии

Как проявляется протенурия и что делать

Характерные жалобы при протеинурии отсутствуют, поскольку повышенный белок не имеет самостоятельных признаков. Если проблема вызвана каким-либо заболеванием, то у пациента наблюдаются симптомы этой болезни. Но при выявлении протеинурии даже без жалоб важно проконсультироваться с урологом или нефрологом, чтобы предположить причину и назначить дополнительные исследования.

Лечение протеинурии напрямую зависит от того, чем вызвано повышение белка. Если это физиологические причины, то коррекция не требуется. В остальных случаях назначают терапию, которая включает:

• диету с ограничением простых углеводов и животных жиров;
  • отмену препаратов, токсичных для почек (если такие принимались пациентом);
  • инъекции инсулина и сахароснижающие средства (при сахарном диабете);
  • антибиотики (при пиелонефрите);
  • гормональные препараты (при гломерулонефрите).

При поликистозе и раке почки может быть назначено хирургическое лечение — резекция, т. е. удаление пораженной части, или тотальная нефрэктомия (полное удаление).

Прогноз напрямую зависит от причины протеинурии. Поскольку провоцирующих факторов очень много, при получении результатов анализа, где повышен белок, важно сразу обратиться к специалисту. Если своевременно пройти дополнительные исследования и вовремя начать коррекцию, прогноз при серьезных заболеваниях будет более благоприятным.

26 июля 2021

Акопян Гагик Нерсесович - врач уролог, онколог, д.м.н., врач высшей категории, профессор кафедры урологии ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова

Все публикации...