Диагностика и лечение кисты почек у женщин и мужчин

Кистой в медицине называют полость, которая имеет свою стенку и содержимое. Капсулированный очаг может формироваться почти в любых тканях или органах. Полостное образование в почках – самый часто встречаемый вид кист забрюшинного пространства. Они имеют множество разных форм, а в размерах способны достигать 10 см. Консервативное лечение кисты почки проводится редко. Образование обязательно подлежит удалению, иначе высок риск его разрыва и распространения содержимого на окружающие ткани.

Диагностика и лечение кисты почек

Причины кисты почек

Взаимосвязь причин и лечения кисты в почках не всегда имеет первостепенное значение, поскольку назвать точно, почему она возникает, сегодня нельзя. Врачами называются лишь факторы риска, которые часто выявляются у пациентов с таким диагнозом. Он может быть врожденным или приобретенным.

Врожденные причины кисты почки связаны с воздействием неблагоприятных факторов на ребенка еще внутри утробы. К ним относятся:

• воздействие рентгеновских лучей во время беременности;
  • злоупотреблению матерью алкогольными напитками;
  • перенесенные инфекции мочевыделительных органов;
  • постоянный контакт с солями тяжелых металлов, хлором, свинцом;
  • курение;
  • травмы области поясницы.

Приобретенные кисты могут быть связаны с травматическими и инфекционными факторами. Они начинают формироваться в почечных канальцах, у которых нарушается связь с другими почечными структурами. Канальцы наполняются жидкостью и увеличиваются в размерах до нескольких миллиметров, а еще в них происходит усиленный рост тканей.

От чего появляется приобретенная киста на почке:

У мужчин кисты встречаются чаще, несмотря на отсутствие различий в строении. Причиной выступают нарушения продукции и обмена гормонов в организме. Из-за этого у мужчин с кистой почки в 7 раз выше и риск развития аденокарциномы органа.

Симптомы кисты почек

Пока размеры кисты не слишком большие, состояние человека может оставаться без изменений. По мере прогрессирования и роста образования появляются характерные признаки. К основным симптомам кисты на почках относятся:

• боль в области поясницы;
  • проблемы с мочеиспусканием;
  • почечная колика;
  • примеси крови в моче;
  • повышенное давление.

Виды и стадии заболевания

Кистозные образования бывают единичными или множественными. Они могут формироваться в правой и левой почках, в разных частях органа. Чаще всего киста образуется в толще ткани или под капсулой почки. Содержимое прозрачное, что указывает на доброкачественность процесса. Но еще существуют геморрагические (с примесями крови) и гнойные кисты. Их кисты тонкие, с признаками хронического воспаления.

Также бывают простые и сложные кисты. Предрасположенность к простым кистам почек увеличивается с возрастом. Они представляют собой сферическую полость с прозрачной жидкостью. Встречаются чаще всего и считаются безопасными, в том числе в отношении развития рака почки.

Сложные кисты почек отличаются от простых наличием сегментов и камер, а также неровными контурами. В случае толстых стенок есть риск злокачественного перерождения. Размеры кисты почки редко достигают больших значений.

В зависимости от строения выделяются:

• Синусная киста почки. Простая, располагается у ворот почечного синуса или самой почки. Чаще встречается у женщин в возрасте старше 50 лет.
  • Паренхиматозная киста. Чаще носит врожденный характер, в ряде случаев может рассасываться. Образование находится прямо в паренхиме почек, откуда и пошло название.
  • Солитарная киста. Простая киста округлой формы без включений и перегородок, не связанная с выводящей системой почки.

Как диагностируют

Обнаружить кисту почки можно на УЗИ забрюшинного пространства. Если есть подозрение на очень маленькие новообразования, прибегают к компьютерной томографии (КТ). Определить границы и изучить кисту со всех сторон помогает магнитно-резонансная томография (МРТ). Дополнительно пациенту назначают общий анализ крови и мочи.

Методы лечения кисты почек

Схему и способы, как лечить кисту в почке, определяет только квалифицированный врач-уролог. Специалист основывается на опросе пациента и результатах проведенных обследований. Если киста не доставляет боль и дискомфорт, не увеличивается в размерах (достигает в диаметре не более 5 см), то врачи придерживаются выжидательной тактики. Пациент постоянно находится под наблюдением, регулярно посещая врача и сдавая необходимые анализы.

Если образование растет, превышая в размерах 5 см, становится причиной тяжелых симптомов и серьезных осложнений, то необходимо удаление кисты почки. Возможные методы хирургического вмешательства:

• Чрескожная пункция для откачивания жидкости из полости кисты.
  • Дренирование под контролем ультразвукового аппарата с введением в полость склерозирующего вещества, склеивающего стенки образования изнутри.
  • Лапароскопия кисты почки – удаление всего образования целиком вместе с окружающей капсулой. Проводится, если другие процедуры по каким-то причинам невозможны.

В некоторых случаях операция по удалению кисты почки проводится методом нефроэктомии, т. е. резекции вместе с органом. Такие серьезные вмешательства показаны только при образованиях особо крупных размерах и выраженном отмирании тканей.

В Государственном центре урологии прибегают преимущественно к органосохраняющим операциям, что позволяет снизить риск рецидивов и осложнений. Но здесь очень важно поведение пациента – нужно как можно раньше обратиться к врачу. В нашей клинике вы можете получить медицинскую помощь по полису ОМС. Для этого вам достаточно записаться на прием к урологу и пройти назначенные специалистом обследования.

Все заболевания...

Записаться на прием в клинику урологии Первого МГМУ им. Сеченова к врачу урологу, онкологу, доктору медицинских наук Акопяну Г. Н. вы можете по телефону +7 (499) 409-12-45 или через интерактивную форму Запись на прием на нашем сайте.