Как проводится лечение опухолей лоханки и мочеточника

В урологии опухоли мочеточника и лоханки относятся к не слишком распространенным заболеваниям. Частота их возникновения составляет около 3% от всех видов онкологии верхних мочевыводящих путей (ВМП), причем они с одинаковой частотой возникают с правой и левой стороны, а мужчины сталкиваются с ними в 2-3 раза чаще. Ранняя диагностика и лечение опухолей мочеточника и лоханки очень важны, поскольку ежегодно отмечается рост заболеваемости примерно на 3-4%.

Лечение опухоли лоханки и мочеточника

Причины опухоли лоханки и мочеточника

Точные причины, почему возникают опухоли почечной лоханки и мочеточника, пока неизвестны. В ходе исследований учеными и врачами были выявлены лишь факторы, повышающие риск развития таких заболеваний. Они наблюдались у большинства пациентов с подобным диагнозом. К факторам риска относятся:

• балканская эндемическая нефропатия;
  • прием анальгетиков, имеющих в составе фенацетин;
  • контактирование с анилиновыми красителями;
  • курение;
  • перенесенная цистэктомия (удаление мочевого пузыря).

Опухоль в мочеточнике у мужчин в 70% случаев обнаруживается у тех, кто курит. В зону риска также входят люди с повышенным артериальным давлением и принимающие диуретические препараты. Также существуют подтверждения о том, что подобные заболевания напрямую связаны с деятельностью по производству пластмасс и нефтепереработкой. Чаще всего диагноз ставится в возрасте 50-70 лет.

Опухоль на мочеточнике у женщин возникает по тем же причинам, что и мужчин, но ввиду меньшего распространения курения встречается реже. Еще одной причиной заболевания выступает рак мочевого пузыря. Чаще всего опухоли ВМП диагностируют в течение 3 лет после операции по поводу такой онкологии, но не исключены и случаи диагностики спустя 10 лет.

Симптомы заболевания

Основным симптомом опухоли мочеточника и лоханки выступает гематурия. Это появление примесей крови в моче. Она наблюдается у 70-95% больных. Особенность гематурии при такой онкологии — отсутствие болезненных ощущений. Они возникают, только если сгусток крови вызвал закупорку мочеточника.

Гематурия может прекратиться самостоятельно, но это не говорит о выздоровлении. Хотя многие пациенты в таких случаях успокаиваются и откладывают свой визит к врачу. Но гематурия может вернуться даже через продолжительный период времени.

Другие признаки опухоли мочеточника:

• длительное повышение температуры без видимой причины;
  • постоянная ноющая боль в области поясницы;
  • снижение аппетита;
  • похудение.

Общие симптомы интоксикации, как сниженный аппетит и похудение, чаще всего наблюдаются уже на поздних стадиях заболевания, когда развиваются также другие патологии, включая гидронефроз и почечную недостаточность.

Виды и стадии заболевания

Чаще всего наблюдается односторонний опухолевый процесс. Двухстороннее поражение диагностируется редко, примерно в 2% случаев. Достаточно часто у пациентов обнаруживают метастазирование опухолей ВМП. Это связано с тем, что новообразование уже на ранней стадии прорастает тонкие стенки мочеточника и лоханки.

Среди опухолей ВМП наиболее распространены эпителиальные: 90-95% приходится на переходно-клеточный рак, 3-6% - на плоскоклеточный, 1-3% - на аденокарценомы. Неэпителиальные новообразования диагностируются редко.

Для злокачественных новообразований ВМП характерна высокая частота метастазирования. К моменту диагностики заболевания метастазы обнаруживают у 20-30% пациентов.

Еще опухоли ВМП делятся на первичные, если они изначально образовались в этой области, и вторичные (метастатические), возникающие при онкологии другой локализации.

Как диагностируют опухоль

Диагностика обязательно включает сбор жалоб и анамнеза с объективным внешним осмотром. Основные методы обнаружения опухолей ВМП:

• магнитно-резонансная томография (МРТ);
  • компьютерная томография (КТ);
  • цистоскопия;
  • уретеропиелоскопия;
  • экскреторная урография;
  • цитологическое исследование мочи.

Современные методы лечения

Основной способ лечения опухолевых заболеваний ВМП — хирургическое вмешательство. Оно считается наиболее эффективным при таком виде злокачественных заболеваний. Но решение об операции врачи принимают, исходя из многих факторов:

• стадии заболевания;
  • распространенности опухолевого процесса;
  • количества новообразований;
  • состояния почки, противоположной стороне поражения;
  • степени дифференцировки (скорость распространения опухоли).

Если почка с противоположной опухолевому процессу стороны работает без отклонений, то в случае опухоли лоханки проводят нефроуретерэктомию, т. е. удаляют пораженную почку и мочеточник с участком стенки мочевого пузыря. В современных условиях проведение операции возможно лапароскопическим методом. На сегодня нефроуретерэктомия считается обще признанным методом лечения.

Операция может быть органосохраняющей или органоуносящей. К первому виду прибегают в случае высокодифференцированных опухолей, а также двустороннем поражении, хронической почечной недостаточности или если у пациента только одна функционирующая почка.

Прогноз опухоли мочеточника у мужчин и женщин зависит от многих факторов. Среди них стадия заболевания, степень распространения злокачественного процесса и дифференцировки раковых клеток. После проведения лечения продолжительность жизни при опухоли мочеточника и лоханки составляет 93-100% на первой стадии, 67-80% — на второй, 33-69% — на третьей, 0-11% — на четвертой.

В связи с этим очень важно не заниматься самолечением и при первых симптомах записаться на прием к урологу. В нашем Государственном центре урологии диагностику и лечение опухолей ВМП можно пройти по полису ОМС, что для вас будет бесплатно.

Все заболевания...

Записаться на прием в клинику урологии Первого МГМУ им. Сеченова к врачу урологу, онкологу, доктору медицинских наук Акопяну Г. Н. вы можете по телефону +7 (499) 409-12-45 или через интерактивную форму Запись на прием на нашем сайте.