Гидронефроз почки: причины, диагностика, лечение

Своевременная и развернутая диагностика гидронефроза служит залогом успешного лечения заболевания. Основной метод лечения - хирургическое вмешательство. Предпочтение чаще всего отдается лапароскопии как менее инвазивному способу.

урология

2018-05-05

Клиника урологии Первого Московского Государственного Медицинского Университета им. И.М.Сеченова
Институт урологии и репродуктивного здоровья человека.Ведущий государственный лечебный и научный центр урологии.
улица Большая Пироговская д. 2, стр. 1
+7 (499) 409-12-45 , +7 (926) 242-12-12
Клиника урологии Первого МГМУ им. И.М.Сеченова

Гидронефроз почки: причины, диагностика, лечение

При данном заболевании в лоханках почек и чашечках начинает скапливаться моча. Часто употребляются определения «гидронефроз левой почки» и «гидронефроз правой почки», но они не совсем верны. В современной медицине принято использовать термины «гидронефроз слева» и «гидронефроз справа». Эта патология связана с нарушением оттока мочи в мочеточник из лоханки. Она бывает как врожденной, так и приобретенной. По мере прогрессирования болезни растягиваются чашечки, лоханки, почка начинает атрофироваться, что приводит к гибели органа.

Несколько стадий заболевания

Согласно принятой в России классификации (по Н. А. Лопаткину), в развитии патологии выделяют три этапа: стадию I, стадию II, стадию III (заключительную). Причем последняя может иметь обозначения III А или III В: здесь принимается во внимание артериальное давление, а также степень нарушения работы канальцев почки.

Почему возникает гидронефроз почки?

Известно много причин этой патологии, но итог всегда один – сужается лоханочно-мочеточниковый сегмент, возникают проблемы с оттоком мочи. Во многих случаях такое сужение связано с сосудом нижней части органа.

Причины гидронефроза.

Гидронефроз и обструкция мочевыводящих путей: одно и то же?

Нет, это разные недуги. В урологии существуют заболевания, связанные с обструкцией мочевых путей, пузырно-мочеточниковым рефлюксом, необструктивной уропатией. При диагностике их следует дифференцировать от рассматриваемого недуга.

Симптоматика гидронефроза: на что жалуются пациенты?

На ранних этапах симптомов может не быть. Затем начинают беспокоить боли в пояснице. В некоторых случаях возможны почечные колики на фоне повышенной температуры, тошноты, у пациентов повышается артериальное давление. У некоторых из них выделяется меньше мочи, чем обычно.

Какие методы диагностики наиболее эффективны?

Метод УЗИ является, несомненно, очень информативным способом исследования структуры почек. Этот метод дает точную картину, при этом он доступен по цене и совершенно безопасен. Однако ультразвуковое исследование помогает установить лишь сам факт растяжения лоханок и чашечек. А вот причина, которая к этому привела, остается неизвестной. Поэтому нередко назначают дополнительную диагностику (рентгеновское обследование или компьютерную томографию).

Диагностика проведена: что дальше? Методы лечения гидронефроза.

Пациентам, у которых обнаружили гидронефроз, следует знать, что основной метод лечения при этой почечной патологии – хирургическая процедура. Операция помогает восстановить нормальный отток мочи из почек в случае как врожденного, так и приобретенного сужения лоханочно-мочеточникового соустья или мочеточника.

Современные методы хирургии позволяют успешно проводить рассечение суженных участков и делать лоханочно-мочеточниковую пластику. Операции могут быть открытыми или лапароскопическими. В последнее время выбор все чаще делается в пользу лапароскопических процедур, поскольку они являются менее инвазивными.

Лапароскопическая пластика лоханочно-мочеточникового сегмента при гидронефрозе.  Лапароскопическая пластика лоханочно-мочеточникового сегмента при гидронефрозе.

Рис. Лапароскопическая пластика лоханочно-мочеточникового сегмента при гидронефрозе.

Все заболевания...

Записаться на прием в клинику урологии Первого МГМУ им. Сеченова к врачу урологу, онкологу, доктору медицинских наук Акопяну Г. Н. вы можете по телефону +7 (499) 409-12-45 или через интерактивную форму Запись на прием на нашем сайте.