Эффективное лечение стриктуры мочеточника: медикаменты или операция

Стриктурой в медицине называют сужение полого органа, которое формируется из-за какого-либо заболевания. При возникновении такого сужения в мочеточнике возникает его полная или частичная непроходимость, которая нарушает отток мочи. В результате страдают почки, развиваются почечные болезни и недостаточность. Поэтому лечение стриктуры мочеточника необходимо начать как можно раньше, пока сужение не вызвало полную закупорку просвета органа, которая ведет к серьезным осложнениям.

Лечение стриктуры мочеточника

Причины развития заболевания

Основной причиной стриктуры мочеточника выступают рубцы, которые формируются на его поверхности в процессе заживления различных повреждений. Они могут быть врожденными — ишемическими или рубцовыми поражениями, которые вызваны анатомическими нарушениями. К таким относятся загиб мочеточника, сдавливание добавочными или неправильно расположенными почечными сосудами.

Еще существуют приобретенные причины стриктуры мочеточника:

• операции и инструментальные процедуры на мочеточнике;
  • мочевые инфекции;
  • лучевое воздействие на организм;
  • мочекаменная болезнь;
  • хронический пиелонефрит;
  • полостные ранения и травмы.

Суженные участки могут возникать вследствие установки в мочеточнике стента или катетера, уретроскопии, хирургического лечения гиперплазии предстательной железы у мужчин или операций на органах малого таза у женщин.

Симптомы

Основные признаки стриктуры связаны именно с сужением просвета мочеточника, которое вызывает проблемы с оттоком мочи. Еще у пациента могут наблюдаться проявления основной болезни. В большинстве случаев имеют место следующие симптомы стриктуры мочеточника:

• повышенное давление;
  • лихорадка;
  • снижение объема выделяемой мочи при том же объеме потребляемой жидкости;
  • тупая ноющая боль в области поясницы;
  • помутнение и изменение цвета мочи.

В качестве опасных осложнений можно назвать гидронефроз, пиелонефрит, хроническую почечную недостаточность и атрофию органа вследствие потери его функциональных способностей. Но такое возникает чаще всего при отсутствии адекватного лечения на поздних стадиях болезни.

Виды заболевания

По основной классификации стриктура мочеточника делится на врожденную и приобретенную. Не меньшее значение в диагностике и лечении подобной болезни имеет локализация сужения. По этому критерию выделяют стриктуру левого и правого мочеточника. Двухсторонняя форма стриктуры встречается редко.

Если сужение вызвано сдавливанием мочеточника снаружи, то стриктуру называют ложной. Когда сужение возникает при причине изменений стенки органа, ставится диагноз «истинная стриктура».

Методы диагностики

Диагностикой и лечением стриктуры мочеточника занимается врач-уролог. Чтобы подтвердить заболевание, пациенту назначают инструментальные и лабораторные исследования:

• рентгеноконтрастная урография;
  • ультразвуковая допплерография (УЗДГ) сосудов;
  • УЗИ почек;
  • компьютерная и магнитно-резонансная томография (КТ и МРТ) почек;
  • трехмерная УЗ-ангиография;
  • общий анализ мочи и крови;
  • бактериальный посев мочи.

Как вылечить стриктуру мочеточника

Наиболее эффективным методом лечения стриктуры мочеточника, как и сужения уретры, выступает хирургическое вмешательство. Устранить сужение с помощью медикаментов не представляется возможным. В зависимости от степени уменьшения просвета могут проводиться разные операции:

• Уретеролизис. Процедура удаления фиброзной ткани, которая деформирует или сдавливает мочеточник извне. Дополнительно удаляют суженный участок с последующей реконструкцией удаленных тканей.
  • Бужирование. Метод предполагает расширение суженного участка с помощью бужей — специальных металлических инструментов. В дальнейшем в расширенный участок устанавливают стенты, удерживающие стенки органа в расширенном состоянии.
  • Баллонная дилатация. Суженный участок надувают с помощью баллона, который изначально вводят в орган в уменьшенных размерах.

При множественных и сильных сужениях производят кишечную пластику. Она заключается в замещении части мочеточника тканями кишечной стенки. В случае осложнений проводится нефроуретероэктомия, которая предполагает удаление мочеточника вместе с пораженной почкой.

В Государственном центре урологии прибегают к органосохраняющим операциям. Но здесь многое зависит от пациента, который должен вовремя обратиться к врачу. Это необходимо сделать при появлении первых характерных симптомов стриктуры мочеточника.

В нашей клинике вы можете пройти полную диагностику абсолютно бесплатно, поскольку мы оказываем медицинские услуги по программе ОМС. Для получения квалифицированной медпомощи запишитесь на прием к урологу, и мы поможем решить вашу проблему.

Все заболевания...

Записаться на прием в клинику урологии Первого МГМУ им. Сеченова к врачу урологу, онкологу, доктору медицинских наук Акопяну Г. Н. вы можете по телефону +7 (499) 409-12-45 или через интерактивную форму Запись на прием на нашем сайте.