Уретероцеле мочевого пузыря: причины, симптомы и лечение

Уретероцеле мочевого пузыря – это выпячивание внутрипузырного отдела мочеточника. Дефект представляет собой кисту, которая выдается внутрь органа. Со временем киста увеличивается, вызывая все более тяжелые симптомы и осложнения. Образование обязательно подлежит удалению, поэтому лечение уретероцеле проводится только операционным путем.

Лечение уретероцеле

Почему возникает уретероцеле

Доля случаев уретероцеле в урологии не превышает 3%. Причем представительницы женского пола сталкиваются с ним в 3-4 раза чаще. У них диагностируют преимущественно врожденное сужение устья мочеточника. Такой дефект и ведет к образованию в мочевом пузыре кисто- или шаровидного выпячивания.

Уретероцеле у мужчин чаще выступает приобретенным заболеванием. Оно связано с мочекаменной болезнью, при которой камень оказывается зажат в мочеточнике. Опасность уретероцеле заключается в микробном инфицировании, присоединении или частом обострении пиелонефрита и цистита, а в дальнейшем – нефросклерозе и полной недостаточности почки вплоть до необходимости ее удаления.

Как проявляется уретероцеле

Основным признаком уретероцеле выступает нарушение мочеиспускания. У больного могут быть жалобы на частые позывы к походу в туалет. По мере прогрессирования заболевания может оказаться заблокированным устье и второго мочеточника. В таком случае имеющиеся признаки усиливаются и развивается гидронефроз. На него указывает почечная колика – острая, сильная, приступообразная боль в области почек.

На ранней стадии наблюдаются типичные симптомы сужения мочеточника:

• боли в пояснице;
  • признаки обострения цистита;
  • ощущение распирания в одном из боков;
  • невозможность мочеиспускания (при полной закупорке);
  • примеси крови и гноя в моче;
  • повышенная температура;
  • недержание мочи (на поздних стадиях).

Виды и стадии заболевания

Уретероцеле имеет несколько видов и вариантов течения. Кроме односторонней формы существует двухсторонняя, когда киста формируется и на втором мочеточнике. Классификация уретероцеле по особенностям развития:

• Простое. Образуется только одна киста, которая не сопровождается другими заболеваниями мочевыводящих органов.
  • Пролабирующее. Форма уретероцеле, с которой сталкиваются только женщины. Представляет собой выпадающую кисту, которую можно увидеть при наружном осмотре, поскольку она проходит через уретру.
  • Эктопическое. Киста выходит в другие отделы и органы. Связано с низкой эктопией, т. е. смещением устья относительно естественного расположения, которое характерно для здоровых людей.

Киста может иметь разные размеры, от чего зависит тяжесть проявлений заболевания:

• Первая. Патологический процесс не затрагивает почки, а внутрипузырная часть мочеточника незначительно расширена.
  • Вторая. На фоне расширенного мочеточника наблюдается застой мочи, начинается гидронефроз.
  • Третья. На фоне дисфункции мочевого пузыря существенно нарушается работа почек.

Методы диагностики

Уретероцеле у большинства пациентов выявляют случайно. Больной обращается за помощью с жалобами на проблемы с мочеиспусканием. Пациенту назначают дополнительные процедуры и обнаруживают истинную причину симптомов. Диагностика уретероцеле очень простая, поскольку дефект можно выявить без применения специфических методов. В качестве основных исследований выступают:

• общий анализ мочи;
  • ультразвуковое исследование;
  • рентгенологическая цистография и урография;
  • цистоскопия (в наиболее тяжелых случаях).

Эффективное лечение

То, как лечить сужение мочеточника, врач-уролог выбирает, исходя из степени тяжести уретероцеле. Решить проблему консервативным способом не представляется возможным, а операции при сужении мочеточника могут носить реконструктивный или органоудаляющий характер.

Если заболевание распространилось на почку, то ее удаляют вместе с кистой, проводя операцию под названием нефрэктомия. Если почки способны выполнять свою функцию, то врачи обходятся менее травматичной эндоскопической операцией, в ходе которой удаляют кисту.

В Государственном центре урологии вы можете получить квалифицированную медицинскую помощь по программе ОМС. Запишитесь на прим к урологу прямо сейчас, воспользовавшись онлайн-формой записи. Помните, что чем меньше размеры кисты, тем более простым и менее опасным будет ее удаление.

Все заболевания...

Записаться на прием в клинику урологии Первого МГМУ им. Сеченова к врачу урологу, онкологу, доктору медицинских наук Акопяну Г. Н. вы можете по телефону +7 (499) 409-12-45 или через интерактивную форму Запись на прием на нашем сайте.